Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа». Крадут невест?..

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617—1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».

Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа — Феба и Гилайера. Эти две сестры — одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Сложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное. ) Место действия — Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя — Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».

Один спешенный, другой — на коне. Всадник — это Кастор, он укротитель коней. Спешенный — кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.

(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15−16 лет: таков, по Платону, брачный возраст тех времен. )

Место действия — не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) — около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде — неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут — вот тебе и на! — их грузят на лошадей и пытаются увезти.

Было между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, сходили к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить ношу. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они позвали на помощь. (Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!)

Но похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей, не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление — да, но все не так уж и страшно!

За рамкой картины остался мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.

(Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле. Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.

Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: „Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть“». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.

Девушки на картине — золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.

И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена — это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом — и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня — в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Именно это — бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата — и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

Сами братья — далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

Все предыдущее касалось героев картины. А теперь — о самой картине.

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).

Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия — смертельная схватка с двоюродными братьями?

И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?


20:34 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Сонное царство: пижамный стиль в моде

Сонное царство: пижамный стиль в...

"Комбинация", топ, жакет, брюки или комбинезон - в этом сезоне у каждой истинной модницы непременно появится  хоть что-нибудь, отражающее мегамодную тенденцию - пижамный стиль в одежде....
Какими бывают кассовые аппараты

Какими бывают кассовые аппараты

Среди всего торгового оборудования особое место занимают кассовые аппараты как наиболее популярный и многочисленный класс. В состав любого кассового аппарата включены принтер чеков, денежный ящик, фи...
Толстовки для мужчин – тренд, который всегда в моде!

Толстовки для мужчин – тренд, ко...

Многие знают, как тяжело купить одежду для мужчин. И это понятно - особи мужского пола предпочитают носить комфортные и красивые вещи, и чтоб сидели хорошо. Незаменимым атрибутом мужской одежды уже до...
Интернет магазин автозапчастей, фонарь задний прицепа

Интернет магазин автозапчастей, ...

Любой собственник грузового автомобиля мечтает о том, чтобы его "ласточка" всегда оставалась на ходу и в отличном состоянии. На самом деле, современные грузовики обладают отличными качественными хара...
Очистка обуви стартует с первой ступени

Очистка обуви стартует с первой ...

Первой ступенью грязезащиты принято называть алюминиевые и стальные входные грязезащитные покрытия, которые отличаются целым рядом эксплуатационных особенностей: - во-первых, их решетчатая конструк...
Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа». Крадут невест?..

Рубенс, «Похищение дочерей Левки...

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617—1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение доч...
Авто-мотоОбразованиеМода и стильБизнес и финансыДом, семья, детиМедицина и здоровьеКомпьютеры и СвязьКультура, искусство, историяСтроительство и ремонтЕда, рецептыИнтимная жизнь
Стоит прочесть:

О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя обширный список информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать нужную информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.